|
|
(Информация
перепечатана с форума сайта
Anastasia.ru
с разрешения автора
Ja-Ne-Miraj )
Пн Dec 19, 2005
Не так давно из курса лекций, читавшихся в
аспирантуре нашего ВУЗа, узнал о существовании так
называемой пренатальной психологии. Психологией никогда
особо не интересовался, и для меня это стало
своеобразным открытием. Для тех кто, так же как и я об
этом не слышал, рассказываю (по материалам лекции).
Пренатальная психология развивается уже около 30-40 лет
в США и Восточной Европе. Ученые, работающие в этом
направлении, утверждают, что наши знания о том, с чем
человек приходит в этот мир сильно устарели. Так,
например, развитие человека начинается задолго до
рождения. И до зачатия – с момента, когда образ ребенка
возникает в голове матери.
А вот ещё один тезис (из области развивающего обучения).
«Формирование человеческих способностей связано с
определенными периодами жизни».
И опять-таки американцы, которые взяли на себя изучение
периода до 1 года.
Говоря о механизмах дородового развития, они в частности
утверждают, важность того, является ребенок желанным или
нет, а также оперируют таким понятием как «травма
рождения человека» (если вспомнить все отзывы Анастасии
об условиях жизни в нашей цивилизации, то думаю, они не
далеко ушли от истины).
И, наконец, то из-за чего я вспомнил об этой лекции.
В развитии до 1 года мощнейшим средством, влияющим на
развитие ребенка, является – КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
Добавлено: Вт Dec 20, 2005
Известно, что существует определенное количество
способных людей, которые действительно могут усвоить тот
или иной предмет (около 10-15%), но в то же время
совершенно не приемлющих третий. Есть настоящие таланты
с узкими или широкими (ко многому) способностями, а есть
и такие на ком поставили ярлык полной неспособности или
серости. Как говорится, это закон нормального
распределения. Здесь можно говорить о дифференцированной
системе образования, об определении способностей и
дальнейшем их развитии. Однако такой путь связан с
определенными проблемами. К тому же вызывает внутренний
протест: «как же так, ведь все мы созданы по образу и
подобию, откуда же такой разброс в способностях?!». Не
соглашается с такой однозначной трактовкой и психология
развития: способности, свойственные 10-15%, можно и
нужно формировать и воспитывать у всех.
Так, А.Н. Леонтьевым был проведен следующий эксперимент.
Была набрана группа людей, не имевших музыкальных
способностей. Благодаря тому, что существуют
универсальные способности (реакция на вибрацию), звуки
были соотнесены с вибрацией, и через 2 недели
эксперимента у
всех сформировался абсолютный слух.
Так почему тогда у одних музыкальные (вместо
«музыкальных» можно подставить любые другие) способности
есть, а у других нет?
Дело в том, что формирование человеческих способностей
связано с определенными периодами жизни. Согласно
психологии развития, существуют благоприятные условия,
связанные с определенными периодами жизни для развития
тех или иных способностей.
Возникает вопрос, а как быть тем, кто эти этапы не
прошел?
Человек – существо универсальное, бессознательное
отношение к себе «я не умею» снимается. Что подтверждено
другими экспериментами (в частности в области живописи:
когда специалистам показали картины «новоиспеченных»
художников, те отказались верить, что они принадлежат
людям рисовавшим впервые в жизни). Так, например,
возраст формирования изобразительных способностей –
2-2,5 года. Дети в этот период испытывают потребность
рисовать, но всегда ли их в этом поддерживают?
Человек рождается абсолютным, может всё, он не знает,
кем будет, и это позволяет ему не оказаться зажатым в
рамки.
В психологии развития существует идеальная форма
развития личности (благоприятные этапы расписаны по
годам).
Об изучении механизмов дородового развития я уже писал
(важность того желанный ребенок или нет, образ ребенка
до зачатия). Добавлю, что до 8 месяцев очень важна
абсолютная, бескорыстная любовь матери. В этот период у
ребенка колоссальная потребность именно в таком
эмоциональном контакте. В противном случае, если ему это
чувство не ведомо, то он не признает его и в другом.
(Как ни страшно об этом говорить, но в этот момент я
вспомнил одну криминальную передачу о серийных маньяках,
в которой следователь обронил примерно такую фразу:
«после тщательного изучения личных дел убийц этого типа
была найдена одна общая для всех деталь – мать каждого
из них пыталась прервать беременность»).
Кстати, нелюбимая некоторыми, сельская местность
считается более предпочтительной, т.к. дает больше
возможностей для взаимодействия ребенка с предметным
миром.
С 1 года до 3 у ребенка формируется практическое
мышление, от 3 до 6 лет при условии, если выстраивается
полноценная игровая деятельность – развивается
способность к воображению. К 7 годам игра себя
исчерпывает.
Кто знает, чем палка, изображающая лошадь, лучше
игрушки-лошадки?
Тем, что ребенку нужна абстрактная игрушка, для которой
нужно воображение. (Думаю, эти психологи могли бы найти
с Анастасией много общих тем, вспомните разговор
Анастасии с Владимиром относительно детских игрушек).
А с 7 до 10 лет, согласно выводам психологов, уже
возможно и необходимо введение ребенка в систему
теоретических знаний.
Всё должно быть вовремя.
А напоследок хочу привести диалог (вспомните заодно о «частушке-говорушке»).
– Что есть вечность?
– Неумолкаемое будущее…
– А зло?
– Явление ничтожного человека…
– Трамплин?..
– Горка для чувств в воздухе…
– Дурак?..
– Колесо, которое застряло!
«Этот диалог, похожий на фехтовальную дуэль, ведут
умудренный жизненным опытом человек и шестилетний малыш.
Ответы на вопросы, поражающие воображение свежестью и
точностью определений, дает не тот, кому, по сути,
положено их давать, не взрослый, а ребенок!».
А вообще становится невероятно радостно, когда видишь,
что некоторые ученые находят в себе силы отбросить
поверхностные теории и прикоснуться к глубинам бытия.
Психология развития, пренатальная психология,
трансперсональная психология тому яркие иллюстрации.
К сожалению, на читавшемся нам курсе, пренатальная
психология была упомянута только вскользь, в основном
речь шла о развивающем обучении. Поэтому из курса
добавить больше нечего. Правда есть несколько статей из
Сети. Здесь я даю на них ссылку.
http://detochka.ru/pregn/beremennost/univer/
http://detochka.ru/pregn/beremennost/chudo/
http://www.echo.msk.ru/interview/25346/index.phtml
Надеюсь, эта информация поможет направить вашу мысль в
нужном направлении, а сердце подскажет, с чем
соглашаться, а с чем нет, что из всего этого истина, и
какая её часть адресована именно вам.
Ja-Ne-Miraj
http://www.anastasia.ru/forums/topic_11121_0_0_asc.html
Если вы тоже имеете
какие-нибудь знания по этой теме, ответьте нам на форуме
:
http://www.planetadruzey.fastbb.ru/index.pl
|