О пренатальной психологии

 или развитии ребёнка до рождения

 

   

 (Информация перепечатана с форума сайта Anastasia.ru
с разрешения автора
Ja-Ne-Miraj )
 

Пн Dec 19, 2005

Не так давно из курса лекций, читавшихся в аспирантуре нашего ВУЗа, узнал о существовании так называемой пренатальной психологии. Психологией никогда особо не интересовался, и для меня это стало своеобразным открытием. Для тех кто, так же как и я об этом не слышал, рассказываю (по материалам лекции).

Пренатальная психология развивается уже около 30-40 лет в США и Восточной Европе. Ученые, работающие в этом направлении, утверждают, что наши знания о том, с чем человек приходит в этот мир сильно устарели. Так, например, развитие человека начинается задолго до рождения. И до зачатия – с момента, когда образ ребенка возникает в голове матери.

А вот ещё один тезис (из области развивающего обучения).
«Формирование человеческих способностей связано с определенными периодами жизни».
И опять-таки американцы, которые взяли на себя изучение периода до 1 года.
Говоря о механизмах дородового развития, они в частности утверждают, важность того, является ребенок желанным или нет, а также оперируют таким понятием как «травма рождения человека» (если вспомнить все отзывы Анастасии об условиях жизни в нашей цивилизации, то думаю, они не далеко ушли от истины).
И, наконец, то из-за чего я вспомнил об этой лекции.
В развитии до 1 года мощнейшим средством, влияющим на развитие ребенка, является – КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
 

Добавлено: Вт Dec 20, 2005

Известно, что существует определенное количество способных людей, которые действительно могут усвоить тот или иной предмет (около 10-15%), но в то же время совершенно не приемлющих третий. Есть настоящие таланты с узкими или широкими (ко многому) способностями, а есть и такие на ком поставили ярлык полной неспособности или серости. Как говорится, это закон нормального распределения. Здесь можно говорить о дифференцированной системе образования, об определении способностей и дальнейшем их развитии. Однако такой путь связан с определенными проблемами. К тому же вызывает внутренний протест: «как же так, ведь все мы созданы по образу и подобию, откуда же такой разброс в способностях?!». Не соглашается с такой однозначной трактовкой и психология развития: способности, свойственные 10-15%, можно и нужно формировать и воспитывать у всех.
Так, А.Н. Леонтьевым был проведен следующий эксперимент. Была набрана группа людей, не имевших музыкальных способностей. Благодаря тому, что существуют универсальные способности (реакция на вибрацию), звуки были соотнесены с вибрацией, и через 2 недели эксперимента у всех сформировался абсолютный слух.
Так почему тогда у одних музыкальные (вместо «музыкальных» можно подставить любые другие) способности есть, а у других нет?
Дело в том, что формирование человеческих способностей связано с определенными периодами жизни. Согласно психологии развития, существуют благоприятные условия, связанные с определенными периодами жизни для развития тех или иных способностей.
Возникает вопрос, а как быть тем, кто эти этапы не прошел?
Человек – существо универсальное, бессознательное отношение к себе «я не умею» снимается. Что подтверждено другими экспериментами (в частности в области живописи: когда специалистам показали картины «новоиспеченных» художников, те отказались верить, что они принадлежат людям рисовавшим впервые в жизни). Так, например, возраст формирования изобразительных способностей – 2-2,5 года. Дети в этот период испытывают потребность рисовать, но всегда ли их в этом поддерживают?

Человек рождается абсолютным, может всё, он не знает, кем будет, и это позволяет ему не оказаться зажатым в рамки.
В психологии развития существует идеальная форма развития личности (благоприятные этапы расписаны по годам).
Об изучении механизмов дородового развития я уже писал (важность того желанный ребенок или нет, образ ребенка до зачатия). Добавлю, что до 8 месяцев очень важна абсолютная, бескорыстная любовь матери. В этот период у ребенка колоссальная потребность именно в таком эмоциональном контакте. В противном случае, если ему это чувство не ведомо, то он не признает его и в другом. (Как ни страшно об этом говорить, но в этот момент я вспомнил одну криминальную передачу о серийных маньяках, в которой следователь обронил примерно такую фразу: «после тщательного изучения личных дел убийц этого типа была найдена одна общая для всех деталь – мать каждого из них пыталась прервать беременность»).
Кстати, нелюбимая некоторыми, сельская местность считается более предпочтительной, т.к. дает больше возможностей для взаимодействия ребенка с предметным миром.
С 1 года до 3 у ребенка формируется практическое мышление, от 3 до 6 лет при условии, если выстраивается полноценная игровая деятельность – развивается способность к воображению. К 7 годам игра себя исчерпывает.

Кто знает, чем палка, изображающая лошадь, лучше игрушки-лошадки?
Тем, что ребенку нужна абстрактная игрушка, для которой нужно воображение. (Думаю, эти психологи могли бы найти с Анастасией много общих тем, вспомните разговор Анастасии с Владимиром относительно детских игрушек).

А с 7 до 10 лет, согласно выводам психологов, уже возможно и необходимо введение ребенка в систему теоретических знаний.
Всё должно быть вовремя.

А напоследок хочу привести диалог (вспомните заодно о «частушке-говорушке»).
– Что есть вечность?
– Неумолкаемое будущее…
– А зло?
– Явление ничтожного человека…
– Трамплин?..
– Горка для чувств в воздухе…
– Дурак?..
– Колесо, которое застряло!
«Этот диалог, похожий на фехтовальную дуэль, ведут умудренный жизненным опытом человек и шестилетний малыш. Ответы на вопросы, поражающие воображение свежестью и точностью определений, дает не тот, кому, по сути, положено их давать, не взрослый, а ребенок!».

А вообще становится невероятно радостно, когда видишь, что некоторые ученые находят в себе силы отбросить поверхностные теории и прикоснуться к глубинам бытия. Психология развития, пренатальная психология, трансперсональная психология тому яркие иллюстрации.


К сожалению, на читавшемся нам курсе, пренатальная психология была упомянута только вскользь, в основном речь шла о развивающем обучении. Поэтому из курса добавить больше нечего. Правда есть несколько статей из Сети. Здесь я даю на них ссылку.

http://detochka.ru/pregn/beremennost/univer/
http://detochka.ru/pregn/beremennost/chudo/
http://www.echo.msk.ru/interview/25346/index.phtml

Надеюсь, эта информация поможет направить вашу мысль в нужном направлении, а сердце подскажет, с чем соглашаться, а с чем нет, что из всего этого истина, и какая её часть адресована именно вам.

    Ja-Ne-Miraj

 http://www.anastasia.ru/forums/topic_11121_0_0_asc.html

 

Если вы тоже имеете какие-нибудь знания по этой теме, ответьте нам на форуме : http://www.planetadruzey.fastbb.ru/index.pl

 



Hosted by uCoz